Утверждаю
Главный врач ГБУЗ ЛО «ПМБ»
А.Я. Медведев
17 августа 2015 года.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на коррупциогенность, порядок составления заключений о коррупциогенности правовых актов и их проектов.
1.2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов имеет цели выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий, рассчитана на первичный анализ коррупциогенности нормативного правового акта с целью выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте нормативного правового акта.
1.3. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти нормативные правовые акты не были внесены изменения.
2.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов (далее - экспертиза) - деятельность, направленная на выявление в тексте ГБУЗ ЛО «ПМБ» правового акта или его проекта коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупционности и выработку рекомендаций по их ликвидации или нейтрализации вызываемых ими коррупционных действий (коррупционных рисков).
2.2. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сферах:
- регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- расходования бюджетных средств, в том числе оказания финансовой поддержки, предоставления льгот, оказания медицинской помощи;
- управления государственной собственностью на праве оперативного управления и размещения государственного заказа;
- осуществления контрольных, разрешительных и регистрационных полномочий ГБУЗ ЛО «ПМБ».
При издании нормативных правовых актов (подготовке проектов нормативных правовых актов) по вопросам, не входящим в вышеперечисленный перечень, решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и (или) их проектов принимается решение главного врача в соответствии с его компетенцией. Основанием для такого решения может являться обращение гражданина, должностного лица , государственного органа, на который возложены функции контроля за соблюдением требований законодательства.
2.3. Экспертиза правовых актов проводится:
1) в ходе подготовки проектов правовых актов;
2) в ходе осуществления правовой экспертизы проектов правовых актов;
3) в случае принятия решения о приведении экспертизы руководителем соответствующего органа местного самоуправления при установлении в рамках правового мониторинга необходимости внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты;
4) в иных случаях принятия решения руководителем соответствующего органа местного самоуправления о проведении экспертизы действующего правового акта.
2.4. При проведении экспертизы правовых актов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы (далее - факторы):
Не допускаются несоответствие между правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу, наличие противоречий (коллизий) между нормами одного правового акта или нормами различных правовых актов;
2) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности.
Не допускается использование в правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера, двусмысленных терминов.
В правовом акте не допускается установление норм с нечетким указанием условий, при которых субъект правоприменения правомочен принимать определенные решения, норм, содержащих отсылку к несуществующим нормам права, а также установление и использование норм, допускающих расширительное толкование;
3) наличие в правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые данный правовой акт призван регулировать, а также пробела в установлении полномочий должностных лиц и иных субьектов правоприменения.
Если реализация этого требования в правовом акте невозможна или нецелесообразна, то в нем должны содержаться положения, указывающие на правовые акты, которые содержат соответствующие нормы.
В правовом акте недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения, терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия. В правовом акте должна быть установлена связь между зафиксированными в нем правами гражданина, правами организации и соответствующими обязанностями органа местного самоуправления района;
4) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией ими своих полномочии.
Не допускается установление в правовом акте нескольких возможных вариантов решений (действий) без точного определения основания для принятия одного из них. Пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены.
В правовом акте, по возможности, следует устанавливать сроки для совершения должностными лицами обязательных действии в отношении граждан и организаций, исключать оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, исключать возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры;
5) необоснованно завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права.
Не допускается в правовом акте устанавливать требования, которые выходят за разумно допустимый уровень, в том числе излишне большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание медицинских услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должен обладать гражданин или организация для занятия определенным видом деятельности или получения медицинской поддержки;
6) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества в выделении гражданам и организациям средств из государственного бюджета , в том числе отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора;
7) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения.
В случае, если в правовом акте содержатся предписания, устанавливающие обязанности должностных лиц ГБУЗ ЛО «ПМБ», то в нем должны быть указаны санкции за их неисполнение (при условии, что такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве). Если же соответствующие санкции или вид ответственности (уголовная, административная, иные виды ответственности) предусмотрены нормативными правовыми актами, необходимо отразить это обстоятельство;
8) иные факторы, способствующие созданию условий для проявления коррупции.
2.5. Антикоррупционная экспертиза проектов локальных нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы.
Проект локального нормативного правового акта направляется юрисконсульту ГБУЗ ЛО «ПМБ» разработавшим его органом, должностным лицом.
Юрисконсульт ГБУЗ ЛО «ПМБ» в течение 5 рабочих дней с момента поступления проекта нормативного правового акта проводит антикоррупционную экспертизу.
2.6. С целью проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ГБУЗ ЛО «ПМБ», главным врачом ГБУЗ организуется рабочая группа и утверждается ее состав.
Рабочая группа состоит из председателя, секретаря и членов рабочей группы.
2.7. Рабочая группа имеет права
- запрашивать в установленном порядке у ГБУЗ ЛО «ПМБ», общественных объединений и организаций необходимую информацию по существу проводимой антикоррупционной экспертизы:
- привлекать в установленном порядке специалистов органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в целях реализации полномочий рабочей группы.
Рабочая группа проводит антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта или проекта в течение 15 дней с момента его поступления.
2.8. По итогам проведения антикоррупционной экспертизы составляется заключение по форме, указанной в приложении к данному положению, которое направляется в орган, принявший правовой акт, и инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте (его проекте) выявленных коррупционных факторов.
Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Положением к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
2.9. Для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру Подпорожского района ежемесячно направляются нормативные проворно акты, принятые ГБУЗ ЛО «ПМБ».
2.10. В случае выявления коррупционных факторов органом (лицом), принявшим решение о проведении экспертизы, либо органом (лицом), издавшим акт, принимается решение о внесении изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта) либо о его отмене в установленном порядке.
2.11. Ответственность за направление проектов нормативных правовых актов на антикоррупционную экспертизу возлагается на руководителя соответствующего разработчика проекта.
Приложение
к Положению о проведении антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов ГБУЗ
ЛО «ПМБ»
г. Подпорожье "__" _____________20__г.
1. Сведения о нормативном правовом акте (проекте):
Per. N |
Дата принятия |
Вид документа |
Орган или должностное лицо, принявшие акт |
Сведения о публикации |
2. Основание проведения экспертизы.
3. Оценка наличия коррупциопенных факторов в нормативном правовом акте:
Коррупциогенный фактор |
Структурная единица анализируемого правового акта |
Предложения и рекомендации |
1. Широта дискреционных полномочий |
|
|
Определение компетенции по формуле "вправе" |
|
|
Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права |
|
|
Злоупотребление правом заявителя органами ГБУЗ ЛО «ПМБ» |
|
|
Выборочное изменение объема прав |
|
|
Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества |
|
|
Принятие нормативного правового акта сверх компетенции |
|
|
Заполнение законодательных пробелов при помощи правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий |
|
|
Юридико-лингвистическая неопределенность |
|
|
2. Существование пробела в правовом регулировании |
|
|
Отсутствие административных процедур |
|
|
Отказ от конкурсных (аукционных) процедур |
|
|
Отсутствие запретов и ограничений для органов местного самоуправления |
|
|
Отсутствие мер ответственности органов местного самоуправления |
|
|
Отсутствие указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления |
|
|
Нарушение режима прозрачности информации |
|
|
3. Нормативные коллизии |
|
|
3. Положения, не относящиеся к коррупциогенным факторам, но которые
могут способствовать созданию условий для проявления коррупции:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Наличие в нормативном правовом акте или его проекте превентивных
антикоррупционных норм и рекомендации по их включению:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Иные рекомендации:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Председатель комиссии _____________________ __________________
Члены комиссии _____________________ __________________
______ ______________ __________________
_____________________ __________________
_____________________ __________________
(Фамилия, инициалы) (подпись)